наверх

Тел.: +7 (499) 393-33-90E-mail: info@corlet.ru Сервисы корпоративного секретаря


Закон о защите конкуренции не уместен
в отношениях регистратора и акционера

Согласно п. 2. ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

При этом п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор, при этом в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.

Соответственно, спрос на услуги регистратора формируются не в связи с рождением спроса на такие услуги (к примеру: в силу понимания участников рынка, что такая услуга им необходима), а в силу закона.

Свои услуги регистратор оказывает не только конкретным эмитентам - акционерным обществам, но и его акционерам. Последние привязаны к выбранному эмитентом регистратору, что по своей сути во взаимосвязи с тем, что услуги акционерам оказываются на платной основе, сродни деятельности монополий. Благодаря этому регистраторы получили доеную корову в виде акционеров.

Таким образом, в настоящее время, отношения между эмитентом и регистратором устанавливаются договорными отношениями, а отношения между акционером и регистратором строятся сродни властным отношениям, где акционеры вынуждены соглашаться на цену установленную регистратором.

Последнюю проблему должно было решить Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 19.06.1998 № 24 (далее – Лицензионные требования), которым государство установило предельную плату, которую может брать регистратор с акционера.

Вместе с тем, из этого правила есть исключение - предоставление данных из реестра об именах (полных наименованиях) зарегистрированных в реестре владельцев, о количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг (далее — Данные из реестра), цена за предоставление устанавливается по соглашению сторон.

Вследствие чего те акционеры, которые не нашли понимания у регистратора и ФСФР России не редко обращаются в антимонопольные органы.

Понять таких акционеров вполне можно. Конкретный регистратор, на время действия договора на ведение реестра, получает монопольное положение в отношении акционеров общества, с которым он заключил договор. Поэтому, такой акционер лишен возможности удовлетворить свою потребность у иного регистратора. Из чего однозначно следует, что говорить о том, что цена на данную услугу будет устанавливаться регистратором в результате конкурентной борьбы с другими регистраторами - бессмысленно.

Следуя такой логике, акционеры обоснованно полагают, что если есть монополия, то цены на услуги монополии должны регулироваться. Однако данное мнение является ошибочным к отношениям регистратора и акционера.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 7.9.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27, регистратор обязан предоставить зарегистрированным лицам данные из реестра об именах (полных наименованиях) зарегистрированных в реестре владельцев, о количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

Таким образом, природа отношений не подразумевает соперничество между хозяйствующими субъектами, а предполагает обязательность оказания поставщиком услуги в силу закона. Поэтому, решение о предоставлении регистратором данных из реестра в том случае, когда участники таких отношений не могут договориться в отношении цены, могут быть решены только в суде.


Проект приказа "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг"
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Закон о защите конкуренции не уместен в отношениях регистратора и акционера
С 28.02.2013 вступает в силу новое Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения ОСА
С 01.01.2013 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
Взыскание заложенных акций
Ответственность членов правления акционерного общества
Представление копии документов
Инвестиционное партнерство
Минимизация убытков и привлечение генерального директора за не раскрытие информации
Перспективы Закона Об инсайдерской информации
Отказ в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг хозяйственных обществ
Негативные последствия для АО в части потери денежных средств средств
Оспоримая цена акций, в случае выкупа акций по требованию акционеров
Миноритарии и мажоритарии: когда, кого и от чего защищать
Проект Приказа "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев ценных бумаг"
Депозитарные расписки на акции российских эмитентов
C 02.03.2012 вступает в силу новое Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг
Инвентаризация акционерного общества при реорганизации
Риски слияний и поглощений кредитных организаций в современной России
С 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
ФСФР России подготовила проект приказа о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг
Счетчик посещаемости и статистика сайта