наверх

Тел.: +7 (499) 393-33-90E-mail: info@corlet.ru Сервисы корпоративного секретаря


Отказ в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг хозяйственных обществ.
Алгоритм дальнейших действий.

Суть проблемы, ее актуальность: Основания отказа в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг заключаются как в отсутствии проявления должной добросовестности хозяйственного общества при составлении документов для регистрации эмиссии ценных бумаг, так и в несовершенстве механизмов регистрации эмиссии ценных бумаг предлагаемых федеральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим указанную регистрацию (ФСФР России). В свете последних изменений, происходящих в Российской Федерации направленных на активное участие российской экономики в мировых процессах глобализации финансового рынка и совершенствования института корпоративного законодательства, данная тема имеет существенное практическое значение и является актуальной как в настоящее время, так и будет являться таковой и в будущем.

Детальный анализ проблемы. Основные аспекты.

  1. Этапы государственной регистрации выпусков ценных бумаг.

    Прежде чем приступить к анализу оснований отказа государственной регистрации эмиссии ценных бумаг хозяйственных обществ, необходимо помнить, что в данной статье мы рассматриваем хозяйственные общества, исключая государственную регистрацию выпусков ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также кредитных организаций, порядок государственной регистрации выпусков которых существенным образом отличается.

    Согласно действующему законодательству РФ существуют следующие этапы государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, на стадии которых хозяйственное общество (далее по тексту Эмитенты) может получить отказ:

    • государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
    • государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
  2. Основания для отказа в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг.

    ФСФР России и ее структурные отделения при рассмотрении документов, представленных Эмитентами для государственной регистрации эмиссий ценных бумаг осуществляют контролирующую функцию, которая выполняет роль правового барьера не¬добросовестным действиям участников эмиссионных отношений.

    Из содержания ст. 21 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее по тексту Закон о РЦБ) и п. 2.4.16 Приказа ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее по тексту Стандарты) следует, что основаниями для отказа в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

    • нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
    • несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг», настоящих Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
    • непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, либо исправленных и/или дополненных документов;
    • несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
    • внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений). Важное значение имеют правовые действия, общества для того чтобы признать заключаемые ими сделки в качестве крупных.

    В соответствии со ст. 26 Закона о РЦБ отказ в регистрации эмиссии ценных бумаг является одной из форм недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Отказ в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг выполняет роль превентивной охранительной меры, обеспечивающей предотвращение нарушения прав инвесторов.

    В связи с этим следует сделать еще один важный вывод: государственная регистрация эмиссии ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации эмиссии не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации эмиссии. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их эмиссии [1]. В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: «Caveat emptor» (покупатель должен быть бдительным).

    Основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг заслуживают должного порицания [2]. Общим замечанием для всех оснований является их излишняя фор¬мальность, что не соответствует целям государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг. Действительно, практически любое наруше¬ние требований законодательства РФ или обнаруже¬ние любых недостоверных сведений может повлечь отказ в государст¬венной регистрации выпуска, что само по себе уже является существен¬ным негативным последствием для Эмитента. Существующие основания отказа в регистрации сформулированы без учета тяжести нарушения или значимости недостоверных сведений для принятия потенциальным при-обретателем ценных бумаг инвестиционного решения.

    Данные основания необходимо пересмотреть и согласовать их с принципом соразмерности правонарушения и мер воздействия, применяемых государством.

    Кроме того, представляется лишним указание на какую-либо форму вины Эмитента по включению недостоверных сведений. Само по себе субъективное отношение Эмитента (отношение его должностных лиц) к своим неправомерным поступкам не должно быть суще¬ственным элементом юридической квалификации недобросовестных действий Эмитента в качестве основания отказа в государственной регистрации эмиссии цен¬ных бумаг. В данном случае я считаю, что правильней было бы сделать акцент не на то, как относятся должно¬стные лица Эмитента к своим действиям, а на существенность характера и значимость недостоверной информации, на возможные последствия для потенциальных инвесторов.

  3. Алгоритм действий Эмитента при отказе в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг.

    Прежде чем совершать какие-либо существенные действия, Эмитенту необходимо при получении отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг проанализировать его и удостовериться в наличии или отсутствии оснований, предусмотренных ст. 21 Закона о РЦБ и п. 2.4.16 Стандартов. С учетом проведенного анализа указанных в отказе нарушений Эмитент имеет два варианта развития событий.

    1. В случае наличия неустранимых нарушений выявленных ФСФР России в ходе проведения экспертизы представленных Эмитентом документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и соответствующих основаниям, предусмотренным ст. 21 Закона о РЦБ и п. 2.4.16 Стандартов, не имеет смысла пользоваться правом, предоставленным ст. 21 Закона о РЦБ и п. 2.4.22. Стандартов и обжаловать в судебном порядке решение об отказе в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг.
    2. Другой вариант развития событий, предполагает обжалование в судебном порядке решения об отказе в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, при том условии, что Эмитентом в ходе проведения эмиссии ценных бумаг не были допущены неустранимые нарушения или нарушения, которые были допущены Эмитентом в представленных на государственную регистрацию документах носили устранимый характер и могли быть устранены в ходе рассмотрения ФСФР России, документов и в течение 30 (Тридцати) дней с даты их предоставления.

    Устранимыми нарушениями или нарушениями, которые не подпадают под основания, предусмотренные ст. 21 Закона о РЦБ и п. 2.4.16 Стандартов могут быть следующие:

    • нарушения, допущенные Эмитентом в отношении процедуры увеличения уставного капитала и изменения номинальной стоимости акций до вступления в силу Закона о РЦБ (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2010 по делу № А65-3018/2010);
    • отсутствие в представленных на государственную регистрацию документах исходящих номеров, дат, сведений, допущение опечаток, а также отсутствие некоторых документов, исправление недочетов и предоставление которых носит устранимых характер (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2010 по делу № А65-3018/2010);
    • непринятие регистрирующим органом мер к выяснению того, какой из представленных Эмитентом двух одинаковых документов является достоверным и подлежит рассмотрению (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2010 по делу № А56-12283/2009);
    • нарушение порядка уведомления акционеров о проведении собрания не может являться основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг (Определение ВАС РФ от 01.03.2011 № ВАС-1547/11 по делу № А56-65960/2009);
    • истечение срока, установленного ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 174-ФЗ, по смыслу ч. 3 этой же статьи не препятствует гос. регистрации выпуска акций, поскольку не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа (Определение ВАС РФ от 20.11.2009 № ВАС-12525/08 по делу № А40-58366/07-21-401, Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90).

    Вместе с тем, вышеуказанный перечень неустранимых нарушений не является исчерпывающим.

    Также до принятия решения о подаче иска в суд, необходимо оценивать время, которое может быть затрачено Эмитентом в суде на доказывание и признание решения об отказе в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг не соответствующим нормам Закона о РЦБ и Стандартов, так как срок рассмотрения такого рода дел в суде разных инстанций может составлять до 1 (Одного) года. Необходимость обращения в суд имеет смысл только в том случае, когда у Эмитента есть на это время. Однако на практике далеко не всегда его достаточно и иногда проще пренебречь данным правом и учесть все замечания регистрирующего органа в целях их недопущении при повторной государственной регистрации эмиссии ценных бумаг. Даже с учетом проведения всех корпоративных процедур внутри самого Эмитента и срока государственной регистрации эмиссии ценных бумаг в ФСФР России, предельный срок регистрации составит не более 3 месяцев, что существенно меньше чем время затраченное Эмитентом в суде на доказывание и признание решения об отказе в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг.

Практические рекомендации.

Учитывая сложную специфику процесса подготовки и составления документов для государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, а также сложившуюся судебную практику, рекомендую Эмитентам обратить особое внимание на недопущение стандартных ошибок при составлении документов предусмотренных действующими Стандартами, которые на практике часто выявляются ФСФР России в ходе проведения юридической экспертизы представленных документов.

К таким ошибкам можно отнести, отсутствие подписей и оттисков печатей на документах, несоблюдение условий сшивки документов, состоящих более чем из одного листа, предоставление документов в форматах отличных от предусмотренных Стандартами, а также наличие опечаток в документах и непредставление их вовсе. Указанные нарушения являются устранимыми, но в совокупности с другими могут стать причиной отказа в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг. Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что в соответствии с Законом о РЦБ государственная регистрация выпуска ценных бумаг является одним из условий пра-вомерности их размещения, а также иных последующих действий, связанных с эмиссий ценных бумаг. Такой позиции придерживается, в частности, А.А. Маковская, которая отмечает, что для эмиссионных ценных бумаг необходимым условием их допуска в гражданский оборот является их регистрация в установленном законом порядке.


Судебная практика по вопросу:

  • Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2010 по делу № А65-3018/2010;
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2010 по делу № А56-12283/2009;
  • Определение ВАС РФ от 01.03.2011 № ВАС-1547/11 по делу № А56-65960/2009;
  • Определение ВАС РФ от 20.11.2009 № ВАС-12525/08 по делу № А40-58366/07-21-401;
  • Определение ВАС РФ от 20.11.2009 № ВАС-12525/08 по делу № А40-58366/07-21-401;
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90.

Полезная литература, используемая в статье:

  • Правовые основы рынка ценных бумаг / Под ред. Проф. Шерстобитова М.: Деловой экспресс, 1997;
  • Синенко А. Ю. Указ. соч.;
  • Маковская А.А. Указ. соч.

Нормативная база, используемая в статье:

  • Федеральный закон от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Приказ ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

Проект приказа "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг"
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Закон о защите конкуренции не уместен в отношениях регистратора и акционера
С 28.02.2013 вступает в силу новое Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения ОСА
С 01.01.2013 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
Взыскание заложенных акций
Ответственность членов правления акционерного общества
Представление копии документов
Инвестиционное партнерство
Минимизация убытков и привлечение генерального директора за не раскрытие информации
Перспективы Закона Об инсайдерской информации
Отказ в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг хозяйственных обществ
Негативные последствия для АО в части потери денежных средств средств
Оспоримая цена акций, в случае выкупа акций по требованию акционеров
Миноритарии и мажоритарии: когда, кого и от чего защищать
Проект Приказа "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев ценных бумаг"
Депозитарные расписки на акции российских эмитентов
C 02.03.2012 вступает в силу новое Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг
Инвентаризация акционерного общества при реорганизации
Риски слияний и поглощений кредитных организаций в современной России
С 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
ФСФР России подготовила проект приказа о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг
Счетчик посещаемости и статистика сайта