наверх

Тел.: +7 (499) 393-33-90E-mail: info@corlet.ru Сервисы корпоративного секретаря


Минимизация убытков и привлечение ГД за не раскрытие информации

Анализируя судебную практику нарушений акционерными обществами в части не раскрытия информации в сети Интернет (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ), подлежащей раскрытию согласно требованиям Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Закон об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ), Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), мы установили, что АО может минимизировать или возместить свои убытки по оплате штрафа за совершенное административное правонарушение путем возбуждения административного производства в отношении работника, ответственного за раскрытие информации на странице в сети Интернет, а также взыскания денежных средств с работника АО.

Однако, не смотря на наличие возможности у АО минимизировать убытки или взыскать денежные средства с ответственного работника, АО до настоящего времени не могут избежать штрафных санкций за административное правонарушение ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем Вашему вниманию рассмотреннные нами судебные дела, в которых мы разобрали ошибки допущенные АО, а также предложили способы их решения, позволяющие минимизировать применение к АО штрафных санкций со стороны регулятора рынка (ФСФР России) и возможность возмещения своих убытков.

Предмет судебного разбирательства:

  • оспаривание постановления территориального органа ФСФР России о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ;
  • взыскание убытков возникших вследствие бездействия Ответчика.

Полное название документов:
Постановление ФАС Московского округа от 20.09.2011 по делу N А40-3291/11-92-33; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2011 по делу N А40-34663/11-159-318.

В судебном деле N А40-3291/11-92-33 АО была подана кассационная жалоба на решения судов нижестоящих инстанций с просьбой принятые по делу судебные акты отменить, оспариваемое постановление административного органа о привлечении АО к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ признать незаконными и отменить.

Суть нарушения АО - отсутствие на странице в сети Интернет информации, которая должна раскрываться в соответствии с Положением, а именно:

  • годовые отчеты за 2007 - 2009 годы;
  • сообщения об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год; годовая бухгалтерская отчетность за 2007 - 2009 годы;
  • списки аффилированных лиц по состоянию на даты окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 года и 1 квартал 2010 года;
  • банковские реквизиты расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в пункте 1.9 Положения, а также размер (порядок определения размера) таких расходов.

По итогам рассмотрения указанного судебного дела Заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением суда кассационной инстанции решения судов первой и второй инстанций оставлены без изменения кассационная жалоба АО - без удовлетворения.

Ошибки и комментарии.

  • Ошибка 1 - Отсутствие раскрываемой информации на странице в сети Интернет.

    Согласно ст. 92 Закона об АО, ст. 30 Закона о РЦБ и Главой VIII Положения, АО обязано осуществлять раскрытие обязательной для АО информации для всех заинтересованных лиц. Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ не раскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Из вышеуказанного следует, что АО и должностное лицо АО могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Данная норма КоАП РФ не исключает возможности привлечения к административной ответственности только должностного лица АО.

    Учитывая вышеизложенное в целях минимизации штрафа за привлечение к административной ответственности, уполномоченному работнику АО (генеральный директор, лицо исполняющие его обязанности или действующее на основании доверенности) при составление протокола об административном правонарушении необходимо предоставить в территориальный орган ФСФР России заверенную копию внутреннего документа АО (устав, положение, трудовой договор и т.д.) из содержания которого следует, что именно указанный в данном документе работник АО является ответственным за совершенное административное правонарушение.

    В судебном деле N А40-3291/11-92-33 АО был подан иск о взыскании убытков с генерального директора АО возникших вследствие его бездействия.

    Суть нарушения – не раскрытие генеральным директором АО информации на сайте Общества в сети Интернет, за нарушение раскрытия которой АО было привлечено к административной ответственность на основании ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и на АО был наложен штраф в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.

    По итогам рассмотрения указанного судебного дела Заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований.

  • Ошибка 2 – не раскрытие генеральным директором АО информации на сайте Общества в сети Интернет.

    Согласно ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Согласно ч. 2 ст. 71 Закона об АО единоличный исполнительный орган общества несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу своими виновными действиями (бездействием).

    В силу п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию недобросовестности и неразумности действий единоличного исполнительного органа общества, повлекших за собой причинение убытков, возлагается на истца.

    Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество обратившееся в суд с требованием о возмещении убытков должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба, а также причинную связь между виновными действиями ответчика и убытками. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

    Из вышеуказанного следует, что единоличный исполнительный орган АО может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

    Учитывая вышеизложенное в целях взыскании АО убытков с генерального директора, а также иного работника АО ответственного за раскрытие информации в сети Интернет, АО должно по выбору закрепить обязанность по раскрытию такой информации за одним из вышеуказанных работников АО во внутренних документах Общества (устав, положение, трудовой договор и т.д.) из содержания которого будет четко следовать, что именно указанный в данном документе работник АО является ответственным за совершенное административное правонарушение.

    • В заключении анализа судебной практики хочу отметить, что основной причиной привлечения АО к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является недальновидность работников и акционеров АО в части рассмотрения возможных способов минимизации нарушений и возмещения убытков.

      Нормативная база, используемая в статье:

      • Гражданский кодекс Российской Федерации;
      • Трудовой кодекс Российской Федерации;
      • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
      • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
      • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
      • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
      • Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.


Проект приказа "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг"
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Закон о защите конкуренции не уместен в отношениях регистратора и акционера
С 28.02.2013 вступает в силу новое Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения ОСА
С 01.01.2013 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
Взыскание заложенных акций
Ответственность членов правления акционерного общества
Представление копии документов
Инвестиционное партнерство
Минимизация убытков и привлечение генерального директора за не раскрытие информации
Перспективы Закона Об инсайдерской информации
Отказ в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг хозяйственных обществ
Негативные последствия для АО в части потери денежных средств средств
Оспоримая цена акций, в случае выкупа акций по требованию акционеров
Миноритарии и мажоритарии: когда, кого и от чего защищать
Проект Приказа "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев ценных бумаг"
Депозитарные расписки на акции российских эмитентов
C 02.03.2012 вступает в силу новое Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг
Инвентаризация акционерного общества при реорганизации
Риски слияний и поглощений кредитных организаций в современной России
С 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
ФСФР России подготовила проект приказа о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг
Счетчик посещаемости и статистика сайта